Следует ли страховать груз, если ответственность перевозчика/экспедитора застрахована?

Все транспортные операции, связанные с осуществлением грузоперевозок неразрывно связаны с повреждением, гибелью или утратой груза в результате различных обстоятельств. В цивилизованном мире транспортировка грузов без страховки практически невозможна, поэтому большая часть компаний выбирает оплату небольшой страховой премии по сравнению с реальной стоимостью груза, чтобы в случае возникновения проблем с грузом решить их за счет страховки.

Довольно часто можно услышать неверное суждение от грузовладельцев о том, что если ответственность перевозчика застрахована, то при несохранной доставке груза — грузовладелец получит возмещение в любом случае и соответственно может возникнуть вопрос — следует ли дополнительно страховать свой груз?

Данная ситуация сегодня весьма актуальна для многих грузовладельцев, желающих сэкономить на страховании. Поэтому, хотелось бы более детально разобрать данный вопрос.

В действительности это совершенно разные виды страхования, с разными объектами и условиями: в страховании грузов защищаются интересы грузовладельца; под страхованием же ответственности перевозчика/экспедитора за сохранность груза подразумевается покрытие рисков, связанных с выполнением своих контрактных обязательств перед клиентом.

Следует отметить, что перевозчик/экспедитор будет обязан возместить ущерб только в тех случаях, когда наступает его ответственность. В частности, он освобождается от ответственности за утрату или повреждение груза, а также за просрочку в доставке груза, если они произошли не по его вине, или обстоятельств, последствия которых перевозчик не мог предотвратить. А это означает, что за гибель груза, вызванную стихийными бедствиями и форс-мажорными обстоятельствами, перевозчик, согласно законодательству, в подавляющем большинстве случаев не несет ответственности вообще, а возмещение за ущерб в результате ДТП, хищении груза и др. производится только при доказанной (чаще всего в судебном порядке) ответственности перевозчика/экспедитора. При морских перевозках, Гаагскими правилами оговариваются 17 ситуаций, в которых судовладелец не несет ответственности за груз перед грузовладельцем. Это означает невозможность в определенных ситуациях предъявить претензии по возмещению ущерба судовладельцу. При этом, зачастую получение возмещения от перевозчика сопряжено с трудностями и потерей времени.

Необходимо упомянуть об ограничении лимита ответственности перевозчика. К примеру, при международных автоперевозках ответственность перевозчиков ограничена международной транспортной конвенцией (КДПГ\CMR), в соответствии с которой лимит ответственности ограничен суммой равной 8,33 SDR/СПЗ за брутто-вес 1 кг груза. При морских перевозках согласно Гаагским Правилам и COGSA (Carriage of Goods by Sea Act) ответственность судовладельца составляет не более USD 500 за единицу. То есть, данного лимита может и не хватить на покрытие ущерба груза.

Можно также добавить, что в большинстве случаев, перевозчик освобождается от ответственности за повреждение или утрату груза, если это было связано с погрузкой, укладкой, разгрузкой или обработкой груза отправителем или получателем. Страхование грузов данные риски покрывают.

Также, в отличие от страхования ответственности перевозчика/экспедитора, страхование груза позволяет обеспечить защиту от финансовых претензий, которые могут быть выдвинуты против владельца груза при морских перевозках, в случае декларированной Общей Аварии , даже в тех случаях, когда самому груза ущерб не нанесен.

Суммируя все вышесказанное, напрашивается вывод, что только страхование грузов дает максимальное покрытие рисков ущерба груза при его перевозке, а страхование ответственности перевозчика или экспедитора, следует рассматривать как дополнительную гарантию их платежеспособности перед владельцем груза.

Общая Авария - это убытки, понесенные вследствие произведённых намеренно и разумно чрезвычайных расходов и пожертвований для спасения от общей опасности судна, фрахта и перевозимых грузов. Эти убытки распределяются между судовладельцем, грузовладельцами, независимо от того, чей именно груз был пожертвован.