Новини

Инвестиции страховщиков и небанковских финучреждений в ОВГЗ по итогам 2018 года составят 10 млрд. грн.
Инвестиции страховщиков и небанковских финучреждений в ОВГЗ по итогам 2018 года составят 10 млрд. грн.

За последние годы небанковские финансовые учреждения активно наращивают объемы инвестирования в ОВГЗ. В частности, в 2017 году объем их вложений в государственные бумаги составил 8,1 млрд грн., что на 18% больше, чем в 2016 году. При этом вложения небанковских финансовых учреждений в ОВГЗ на 22% превысили совокупный размер инвестирования в этот актив нерезидентами и физическими лицами. Кроме того, 36% государственных бумаг, которые находятся в собственности корпоративного сектора, приходятся на небанковский финансовый сектор.

 

На компании страхования жизни пришлось 55% объема вложений в ОВГЗ небанковскими финансовыми учреждениями, на страховые компании по рисковым видам страхования – 26%, на негосударственные пенсионные фонды – 12%, на иные небанковские финансовые учреждения – 7%.

 


 

Низкие ставки по депозитам стимулируют небанковские финансовые учреждения искать более доходные инструменты инвестирования. Так, за 2017 год страховые компании получили 584 млн грн доходов по облигациям, что составило 49% полученного ими дохода по депозитам, а уже за шесть месяцев 2018 года полученный доход по ОВГЗ в размере 341 млн грн составил 55% дохода по депозитам за указанный период. При этом инвестиции страховщиков в ОВГЗ составили около 42% объема вложений в банковские инструменты.

На рост инвестирования в государственные бумаги страховым сектором может повлиять рост банковского кредитования под залог транспорта, недвижимости и другого имущества. Поскольку такие финансовые операции сопровождаются страхованием, страховщикам, с одной стороны, придется увеличить объемы депозитов в банках-партнерах, но, с другой стороны, рост страховых услуг будет способствовать увеличению страховых резервов. В свою очередь, страховщики обязаны размещать страховые резервы с учетом диверсификации, ликвидности и надежности. Такими характеристиками как раз и обладают ОВГЗ. Поэтому Нацкомфинуслуг нормативно закрепил право для компаний страхования жизни не более 95%, а для страховщиков рискового страхования не более 80% страховых резервов размещать в ОВГЗ.

Кроме того, распоряжение Нацкомфинуслуг №850 от 7 июня 2018 года «Об утверждении Положения об обязательных критериях и нормативах достаточности капитала и платежеспособности, ликвидности, доходности, качества активов и рискованности операций страховщика», зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 6 июля 2018 года (№782/32234), с 3 августа 2018 года ввело более строгие требования к качеству активов страховщиков. Так, компании по страхованию жизни, а также страховые компании, осуществляющие обязательные виды страхования, должны будут сформировать страховые резервы не менее чем на 40% в низкорисковые активах (для других страховщиков этот норматив не должен быть менее 20%). К низкорисковым активам, например, отнесены не только депозиты в высоко рейтинговых банках («АА» и выше по национальной рейтинговой шкале), но и облигации международных финансовых организаций и ОВГЗ. Также страховщикам необходимо будет обеспечить покрытие качественным активами регулятивный капитал, т. е. сформировать «подушку» безопасности. Здесь предусмотрен почти двухлетний поэтапный период выполнения этого норматива, но уже на 31 декабря 2018 года необходимо обеспечить не менее 30% его размера. Таким образом, страховщикам с токсичными активами придется докапитализироваться или принять более радикальное решение.

 

Ожидается, что закон «О валюте и валютные операции» позволит активизировать рынок страхования жизни за счет возможности внесения страховых платежей по договорам страхования жизни не только гривней, но и иностранной валютой. Кроме того, выпуск валютных облигаций предоставит возможность страховщикам хеджировать валютных риски в договорах страхования, где предусмотрена валютная привязка страховой суммы.

 


 

Дополнительными точками роста ОВГЗ в небанковском финансовом секторе может стать проведение пенсионной реформы.

Осуществление мероприятий по созданию условий внедрения обязательного медицинского страхования, введение налоговых стимулов для активного развития добровольного медицинского страхования в рамках созданной платформы Национальной стратегии здравоохранения Украины может способствовать росту страховых резервов страховых компаний и, как следствие, дополнительной потребности покупки ОВГЗ.

В случае внесения изменений в Налоговый кодекс, направленных на развитие корпоративного страхования жизни как инструмента повышения социальной защиты и мотивации трудовых ресурсов (снятие либо сокращение размера единого социального взноса по договорам накопительного долгосрочного страхования жизни) потребности компаний по страхованию жизни по покупке ОВГЗ для формирования долгосрочного инвестиционного портфеля значительно возрастут.

Имплементация Директивы ЕС 2009/103/EC относительно обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств потребует установить в Украине лимиты ответственности страховщиков, принятые в ЕС. Так, в этих странах лимиты по выплатам за ущерб, причиненный жизни и здоровью, в результате ДТП составляют EUR5,6 млн и за имущественный ущерб — не менее EUR 1,12 млн. Указанное будет способствовать росту у страховых компаний страховых резервов по этому массовому и социальному виду страхования.

Кроме прочего, в Украине недостаточно раскрыт потенциал агрострахования с государственной поддержкой. Поэтому в случае реализации инициатив Нацкомфинуслуг в части изменения действующего законодательства в этой сфере для полноценного развития сельскохозяйственного страхования могут также понадобиться возможности ОВГЗ.

Развитие отечественного рынка небанковских финансовых услуг в современных условиях тесно взаимосвязано с развитием национальной экономики, поскольку позволяет аккумулировать значительные долгосрочные инвестиционные ресурсы, привлекая средства через финансовые инструменты. При этом активное применение небанковским финансовым сектором ОВГЗ в системе управления рисками может стать стержнем в реализации частно-государственного партнерства. 

  • Дата: 27.09.2018
  • Джерело: Фориншурер